Выбрать город: Алматы

    Вы находитесь в городе Ваш город: Алматы

    Выбрать другой
    От выбранного города зависят цены и способы оплаты.

    Путёвка в бизнес. Практические советы будущим франчайзи /«Бизнес-журнал»

    #5 2011

    Многие франчайзеры предлагают предприимчивым людям построить эффективный бизнес с нуля. Казалось бы, достаточно приобрести франшизу, вложить деньги в запуск дела и — пожинать лавры. Построение бизнеса по системе франчайзинга и правда имеет целый ряд преимуществ. Однако есть в такой модели взаимоотношений и подводные камни.

    Прежде всего следует определиться со своим будущим статусом. Ведь франчайзи лично отвечает за управление предприятием и несёт ответственность за его деятельность.

    Будучи руководителем франчайзингового предприятия, не стоит уповать исключительно на франчайзера. Так что не вредно посвятить время изучению этой системы развития бизнеса как таковой.

    Некоторые потенциальные франчайзи рассматривают франшизу в качестве инструмента размещения свободных денежных средств — такого же, как покупка ценных бумаг или банковский депозит. Но если не посвящать должное время предприятию, вряд ли можно рассчитывать на успех. Эту распространённую ошибку лучше не повторять!

    Наконец, любой потенциальный покупатель франшизы должен понимать: он будет ограничен в свободе. Придётся подчиняться единым для всей сети правилам. Даже тем, с которыми инвестор может быть не согласен. Вот почему в процессе выбора франшизы необходимо понять, с какими ограничениями придётся иметь дело. Вероятно, часть решений вашего предприятия будут принимать сотрудники головного офиса. Если вы не доверяете им (или их компетенции) — не вступайте в партнёрство. Есть риск, что оно не станет для вас комфортным.

    Если информация по всем вышеперечисленным этапам собрана, изучена, а от сомнений вы готовы перейти к установке «Вижу цель, верю в себя!», тогда — добро пожаловать в мир франчайзинга! Главное теперь — не приобрести «псевдофраншизу». Увы, в Рунете появилось множество площадок, обманывающих потенциальных франчайзи. Зачастую они выставляют на виртуальные витрины предложения известных торговых марок, не имея на то никаких прав. Это проблема всего российского франчайзинга: попавшись на такую удочку, предприниматель теряет желание работать, а заодно перестаёт верить цивилизованным участникам рынка. Чтобы противостоять этим явлениям Независимая лаборатория ИНФИТРО вступила в Российскую ассоциацию франчайзинга, в которой состоит целый ряд настоящих франчайзеров. Но и у этой ассоциации появились «двойники». Помните, действительно работающая ассоциация, объединяющая проверенных франчайзеров, - одна!

    Не менее важный вопрос — какую франшизу приобрести. На мой взгляд, покупка франшизы в сфере услуг населению — это возможность начать дело на одном из наиболее перспективных направлений в экономике. Самыми популярными до сих пор остаются франшизы сетей общепита. Однако уверенно растёт спрос в сфере медицинских, бытовых сервисов. Но, приобретая франшизу в сфере услуг, необходимо учитывать особенности этого бизнеса.

    Исследования позволяют вывести зависимость между развитием рынка услуг и доходами потребителей. Так, сервисный ритейл способен формироваться и расти, если доходы населения не менее 800 долларов в месяц на человека. Там же, где этот показатель ниже, деньги клиентов уходят на другие расходы (как правило, на покупку продуктов и одежды). Вот почему важно оценить состояние рынка на той территории, где вы собираетесь работать.

    Ещё одно отличие франшизы в сфере услуг от товарной состоит в том, что для сервисного рынка характерны «неотделимость» и «неосязаемость».

    «Неотделимость» услуги — это нацеленность клиента на итог. И потребителю важно, каким образом поставщик добивается результата. Проиллюстрирую на примере ИНВИТРО. Цель пациента медицинского офиса состоит в проведении обследования и получении результатов анализов. Но для того, чтобы услуга была качественно выполнена, а пациент остался доволен, необходимо пройти несколько неразрывных этапов: встреча с пациентом, взятие биоматериала, транспортировка его в лабораторию, проведение исследования и, наконец, передача результата пациенту. Ошибка на любом из шагов способна нарушить весь цикл: пациент не реализует свою потребность. А значит, необходимо чётко отслеживать все бизнес-процессы и определить ответственность каждого исполнителя.

    «Неосязаемость» также является одной из ключевых характеристик услуги. Товар можно потрогать, попробовать, а затем принять решение о покупке. С услугой так не получается. Оценить её качество можно, только получив её. Как в таком случае добиться, чтобы люди приходили за этой услугой именно к вам? Вот тут-то и начинает работать бренд! Чтобы сформировать благоприятный имидж независимой фирмы, потребуется время. Зато известная торговая марка франчайзера — мощный генератор спроса. В этом-то и состоит главное преимущество франчайзинга.

    Выбирая франшизу, не забудьте оценить силу бренда, с которым вы намерены работать. Чем крепче торговая марка — тем выше шансы партнёра на успех.
    Наверх