Выбрать город: Алматы

    Вы находитесь в городе Ваш город: Алматы

    Выбрать другой
    От выбранного города зависят цены и способы оплаты.

    Что делать, если ребенок боится идти к врачу / «www.nanya.ru»

    14 ноября 2011 г.

    Распространенная проблема – ребенок наотрез отказывается идти к врачу, и, что называется, в медицинский кабинет его «калачом не заманишь». Понятно, что в определенной степени врачей боятся и взрослые. Как если не устранить, то хотя бы свести эту «могущественную» фобию к минимуму?

    «На первый-второй рассчитайсь!»

    Многочисленные статьи и Интернет-форумы настолько переполнены комментариями о детском страхе перед «белым халатом», что становится ясно – с этой ситуацией сталкивается практически каждый родитель. Особенно напуганы врачами те дети, которые недавнопрошли утомительные или болезненные врачебные процедуры. Как объяснить ребенку, что ничего плохого в этот раз не будет, если он хорошо помнит, что приход тетеньки в белом халате напрямую связан с болью? Детские психологи утверждают, что даже 3-4-летний малыш уже вполне способен связать оба эти факта – посещение/приход врача и боль – в единую логическую цепочку.

    Психологи и родители сходятся в одном: категорически нельзя делать двух вещей. Первое - ни в коем случае не следует обманывать ребенка, говоря, что боли не будет, если она неизбежно должна быть, а также ругать его за страхи. Второе - категорически нельзя пугать ребенка врачами в виде воспитательной меры наказания. Правда, трудно представить, что современные прогрессивные родители грозят своим детям врачами, милиционерами и дворниками, как это было в советские годы. Что же касается обмана, то это точно так же относится ко всему процессу воспитания: попробуй раз солгать малышу, и сразу станет ясно, что в следующий раз он не поверит даже самой очевидной правде. Итак, чего не делать, нам более или менее понятно. А что же все-таки делать в такой ситуации?

    «Таракан, Таракан, Тараканище…»

    Кто-кто, а Корней Чуковский прекрасно понимал детей и отлично разбирался в их психологии. Это подтверждается невиданным успехом его произведений у малышей всех возрастов. Почему же он создал таких жутких для ребенка «чудовищ», как Тараканище или Крокодил, который проглотил Солнце? И почему дети, вопреки ожиданиям, не бьются в истерике от таких книг, а наоборот, весело смеются?

    В этом – ключ к разгадке. В психологии есть такой метод, суть которого - двигаться «от противного» (как в прямом, так и в переносном смысле!). Дети, кстати, интуитивно знакомы с этим методом. Если поиграть с чем-то страшным, рассмотреть со всех сторон, гиперболизировать его и посмеяться над ним, то даже не заметишь, как страх постепенно уйдет. Вот почему дети с наибольшим удовольствием смеются над самыми «страшными» учителями. Ведь то, над чем смеешься, уже просто не может быть страшным.

    Чуковский хорошо знал этот метод и использовал его. Подумаем, как это может пригодиться в нашем случае.

    Что, если мы попробуем нарисовать самое страшное – врачей – но в каком-нибудь необычном виде? Например, представим себе, что у животных тоже есть врачи, и нарисуем их. Врач-крокодил, врач-медведь, врач-заяц и все – в белом халате и смешной шапочке с красным крестом… И так далее – в меру вашей фантазии.

    Еще один способ для детей всех возрастов – попробовать поиграть во врача и пациента. Большинство детей любят такую игру, если, конечно, только что не испытали какой-либо стресс в медицинском кабинете (тогда игру придется немного отложить). Зато этот способ помогает избавиться от страхов или, по крайней мере, выявить их суть. Ведь по отношению к родителям или своим игрушкам ребенок тоже может играть роль врача, а значит, поменяться с ним ролями. «Вживаясь» в эту новую роль, малыш будет вынужден сам себе объяснить, почему она необходима, и постараться объяснить это возможному «несговорчивому» пациенту. Будьте уверены: если ребенок объясняет своим игрушкам, почему нужно показать горло или сделать укол, значит, «урок» практически усвоен. Кстати, и здесь смеяться тоже не возбраняется. Если вам выпала роль пациента, сыграйте ее с юмором.


    «Наслоение» эмоций

    Еще один действенный способ – соединить приятное с полезным. Казалось бы, это метод, древний как мир. Однако некоторые виды его практического применения человечество осваивает до сих пор. Почему, например, мы готовы смириться с чем-то неприятным, но необходимым гораздо охотнее, если после сами себе делаем маленький подарок? Потому что впоследствии, вспоминая этот эпизод, мы сможем нарисовать себе уже не однозначно черную, а многоцветную картину. Это то, что касается взрослых, особенно женщин. А в отношении детей?

    Да, с точки зрения воспитания будет неправильным торговаться с ребенком, как на рынке, уговаривая его сделать что-то, что нам кажется необходимым. Но если, не торгуясь, пообещать что-то радостное после неприятной, но необходимой процедуры, это будет только справедливо. Идеальный вариант – когда оба места, эмоционально «негативное» и эмоционально «позитивное», максимально сближены во времени и пространстве. Удачный пример - медицинский офис ИНВИТРО на Конюшковской, открытый совместно с компанией Баскин Роббинс.Там ребенок может и сдать анализы, и поесть мороженого. Плюс в двух шагах находится зоопарк, который, кстати, почему-то никогда не хватает времени посетить.

    Зато потом, когда вы будете вместе с ребенком вспоминать эпизод посещения поликлиники, можно будет сказать: помнишь, мы были у врача, где ты повел себя молодцом, а потом мы пошли/поехали/купили…(и так далее в меру вашей фантазии, средств и сил). По сути, из таких, казалось бы, простых вещей и складывается такая важная детская биография.

    В определенном смысле преодоление подобных страхов – рубеж на пути к взрослению. Ребенок учится понимать, что некоторые вещи необходимы, потому что полезны, и что далеко не все получается так, как хочется. Быть взрослым – как раз и значит делать не только то, что хочется, но прежде всего то, что необходимо. А какой ребенок не хочет стать взрослым?

    Поэтому логично будет, если вы свяжете поход к врачу и исполнение какого-либо давнего желания, а еще лучше – разрешите ребенку что-либо из того, что раньше запрещали под предлогом того, что он еще маленький. Разрешите – сильно сказано. Сделайте хотя бы шаг на пути к «взрослой» мечте, пусть это будет даже «понарошку». Например, если ребенок хочет водить вашу машину, посадите его к себе на колени и дайте покрутить руль. Это укрепит его в мысли о том, что он уже большой, потому что вел себя как взрослый – например, смог победить страх в медицинском кабинете. Ведь для ребенка быть взрослым обозначает не возраст, а некое состояние души. Ему будет к чему стремиться.


    Наверх